Цель газовой войны – отставка Лукашенко?

21.06.2009   19:20
Пресс-Папье//24 саати (24 часа)
Ива Шилакадзе
Россия и Белоруссия раньше тоже часто ссорились, в том числе, и при Ельцине. После прихода к власти Путина, а затем Медведева (какая разница?) их взаимоотношения еще больше охладели. Сохранилась определенная дистанция, и разговоры о едином государстве фактически прекратились. Однако Москва все же не могла окончательно расстаться с Белоруссией и до сих пор продолжала осуществлять ее финансовую и энергетическую дотацию. А Александру Лукашенко, подобно капризному ребенку, все же удавалось сохранять «свою самобытность». А теперь положение может измениться, хотя в России, как и на Украине, часть экспертов считает, что напряженность удастся разрядить, но с потерями с обеих сторон.

За начавшейся 6 июня «молочной войной» уже последовали политические осложнения. Белорусский президент неожиданно провалил саммит Организации Договора о коллективной безопасности. Это для Москвы явилось серьезной оплеухой. По всему видно, что дуэт Путин-Медведев не собирается глотать это оскорбление. «Молочная война» еще не кончилась, а в средствах массовой информации Белоруссии и России уже начались разговоры об ожидаемой «газовой войне». Обе страны в спешном порядке готовятся к полномасштабному контролю границы и введению таможенных процедур.

Решения по «коллективной безопасности», принятые на саммите, Минск называет нелегитимными, хотя Москва этого «не слышит» и «предлагает» Белоруссии в любое время присоединиться к достигнутому соглашению, недоумевая при этом, почему та переносит двусторонние недоразумения на многосторонний формат.

Медведев оскорблен и тем, что Лукашенко заранее не поставил (его) в известность о том, что он не намерен участвовать в работе саммита. Со своей стороны, Лукашенко обвиняет Москву в попытке подорвать экономику его страны, а принятие решения о военной безопасности в такое время считает неуместным, хотя в нормальных условиях, он не стал бы выступать против него.

«Молочная война» очень похожа на войну вин и минеральной воды, затеянной Москвой на фоне политических осложнений с Грузией и Молдавией. Кремль только сейчас «вспомнил» о том, что Белоруссия уже полгода, как осуществляет импорт молочных продуктов в Россию по старым правилам, игнорируя вступившие в силу с декабря новые правила. Хорошо знакомый нам главный санитар России Геннадий Онищенко запретил ввоз в Россию в общей сложности 600 наименований белорусских молочных продуктов. Впрочем, появились и первые контуры решения этой проблемы. Белоруссия идет на уступки и во втором и третьем кварталах 2009 года ограничит поставки молока в Россию – в расчете на год приблизительно на 30 процентов, частично увеличит поставки творога и сыра, хотя в целом понесет довольно серьезные убытки. Вопрос согласован на уровне экспертов, но пока это лишь слова и без удовлетворения требований «новых стандартов» план осуществляться не будет. Белорусские эксперты считают, что Москва заранее и хорошо спланировала операцию «Молочная война», и время тоже правильно определила и, помимо политических целей, подразумевала и экономические выгоды, в частности, приобретение белорусского молочного производства по бросовой цене.

Более серьезным может оказаться энергетический рычаг. Москва уже заявила о том, что Белоруссия имеет большой долг перед «Газпромом» (приблизительно около 70 миллионов долларов), срочную выплату которого от нее могут потребовать. Дело в том, что по новому контракту, цена на газ увеличена до 210 долларов за 1000 кубометров зимой, но в летний период она уменьшается. До сих пор Минск платил только 150 долларов, о чем Лукашенко и Медведев договорились на вербальном уровне. Было оговорено также и то, что окончательный расчет должен произойти в конце года, но в контракт никакого письменного изменения не внесли. Москва уже грозится, что перейдет на поквартальный расчет и сразу потребует от Белоруссии выплаты всего долга, т.е. в свойственном ей стиле изменит правила игры «по ходу дела».

За всем этим уже последовали острые эмоциональные заявления, которые почти переросли в личные оскорбления. Это настолько очевидно, что Путин призвал российских чиновников не употреблять резких выражений в адрес белорусских руководителей (ведь все началось именно с резких высказываний министра финансов России Кудрина) даже в том случае, если они этого заслуживают.

Что касается конкретного дела, то тут Путин непреклонен – он не собирается идти на уступки. Более того, в средствах массовой информации уже прозвучали слова анонимного чиновника из администрации президента России о том, что «кое-кому уже надоел президент Белоруссии». А в белорусской прессе уже появились материалы, почерпнутые из российских источников, о том, по какой схеме Москва собирается избавляться от Лукашенко. Речь идет об использовании белорусского КГБ, который тесно связан с аналогичными российскими структурами и оказывает сильное влияние на самого Лукашенко. Для Путина это знакомый и «родной» метод, который он не раз использовал в автономиях России.

В свое время Лукашенко сам усилил секретные службы Белоруссии, разумеется, для борьбы с собственными оппонентами. Однако впоследствии эти службы настолько усилились, что «Батька» был вынужден отдать им часть дивидендов, получаемых от экономики страны. Эта структура, безусловно, имеет шанс, чтобы с помощью русских заменить Лукашенко своим человеком, конечно, на фоне ожидаемого в стране экономического и, что самое главное, социального кризиса. А это, с точки зрения экономистов, неизбежно.
Однако Лукашенко пока не собирается отступать. В одном из своих заявлений он обвинил Москву в попытке взорвать изнутри финансовую систему Белоруссии и в неискренних отношениях вообще. Он даже предположил, что оказался в одной упряжке с лидерами Украины и Грузии, заявив при этом, что Саакашвили, Ющенко, Лукашенко уйдут, а страны останутся, так что Россия может «потерять наши народы».



Система Orphus
*Лента Новостей Грузия Online


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru