Грузия Online добавить сайт в избранное наша страница в Facebook наша страница в сети Twitter читайте нас на мобильных устройствах rss лента
  НОВОСТИПОЛИТИКАЭКОНОМИКАОБЩЕСТВОКОНФЛИКТЫОБОРОНАРАЗНОЕАНАЛИТИКАСТАТЬИИНТЕРВЬЮЗАЯВЛЕНИЯВИДЕО
 

«Фальшивые» фотографии

12/11/2010
"24 саати" || "Грузия Online"
Олег Панфилов



  • интернет-магазин больших размеровДушенька

Глава из книги «Россия-Грузия: информационная война».

9 августа 2008 года на сайте агентства «Reuters» появились фотографии украинского фотокорреспондента Глеба Гаранича, на которых изображены горящие жилые дома и погибшие люди. Портал «Кавказский узел» 11 августа сообщил подробности бомбардировки российской авиацией города Гори:

При бомбардировке 9 августа города Гори в Грузии самолетами российской авиации ранены более 400 человек, погибло — более 20, такие данные приводит администрация грузинского города.

Руководитель аппарата администрации города Гори Каха Толиашвили сообщил, что только в одной многоэтажке города погибло 12 человек, в другой — 9. Точное число погибших в Гори и соседних селах Грузии пока неизвестно, так как тела все еще находятся под неразобранными завалами.

Как пишет "Коммерсант", при бомбардировке Гори, собираясь уничтожить воинскую часть, российские летчики отбомбились по жилым домам.

Корреспонденты издания описывают следующую картину, представшую перед их глазами: "На рассвете, едва въехав в родной город Иосифа Сталина, мы увидели три черные от копоти пятиэтажки с вывернутыми наружу оконными рамами. Из выбитых окон струился сизый дым... Во дворике одного из домов стоял серый микроавтобус "Газель" с потрескавшимися стеклами".


На следующий день после бомбардировки, 10 августа прозвучало опровержение: «Генштаб Вооруженных сил России опроверг утверждения грузинской стороны о том, что российская боевая авиация наносит удары по грузинским населенным пунктам. «Ни по одному населенному пункту удары российская сторона не наносила», - заявил в воскресенье на брифинге в Москве замначальника Генштаба Анатолий Ноговицын. Он заявил, что удары наносятся не по населенным пунктам, а по расположению резерва грузинских войск».

12 августа российское агентство «Regnum» сообщило, что «украинские фотографы Глеб Гаранич, Иван Черничкин и Алексей Солодунов не могут покинуть грузинский город Гори, эвакуированный после бомбардировок и окруженный войсками России и Грузии». Но к вечеру они все-таки смогли выбраться из города, пережив ракетный обстрел и засняв момент разрыва кассетной бомбы на площади имени Тсалина, в результате которого погибло несколько человек, в том числе голландский журналист Стан Сториманс.

Переданные в агентство фотографии (обычно, фотографы крупных агентств имеют при себе спутниковые телефоны и технические средства для оперативной передачи снимков) вызвали бурную реакцию. И поскольку в Интернете велась ожесточенная война, то 13 августа на LiveJournal в сообществе georgia_war появился текст, названный как интервью Глеба Гаранича с главным редактором радиостанции «Эхо Москвы» Алексеем Венедиктовым, в котором фотограф называет снятые им в Гори кадры «постановочными».



А.Венедиктов: Ваши фотографии последствий бомбардировок, российской авиацией грузинского села Гори, наделали много шума. Но были неоднозначно восприняты и многие утверждают, что это подделка. Извините за недоверие, вы уважаемый фотокорреспондент и я нисколько в этом не сомневаюсь. Но вы сейчас, лично, можете опровергнуть это, раз и навсегда поставить точку в этом недоразумении.

Г.Гаранич: Опровергаю. Ставлю точку. (улыбается)

А.Венедиктов: ..............? То есть фотографии подлинные? Это действительно Гори и действительно жертвы российских бомбардировок? А не подделка?

Г.Гаранич: Что значит подлинные фотографии? Что значит подделка? По моему подделка это когда вы покупаете мотоцикл, а вам вместо него выдают телефон. Вот это подделка. Я фотограф. Я делаю фотографии. Это мои фотографии, а не компьютерная графика. Я сделал их сам. Вам этого не достаточно для их подлинности?

А.Венедиктов: А то, что на фотографиях тоже подлинное?

Г.Гаранич: А что на фотографиях?

А.Венедиктов: Ну... последствие российских бомбардировок грузинского села? Или я не правильно понимаю?

Г.Гаранич: А там, что потусторонний мир, что ли снят?

А.Венедиктов: Значит это Гори и жертвы бомбардировок?

Г.Гаранич: Послушайте, по моему я уже полностью ответил на ваш вопрос. Я фотограф. Я делаю фотографии. Это фотографии мои, а не чужие или компьютерная графика. Ко мне могут быть только претензии по качеству фотографий.

А.Венедиктов: Нет, вы не просто фотограф - вы фотокорреспондент.

Г.Гаранич: Правильно - ФОТОкореспондент, а не корреспондент. Не журналист. Я делаю фото, а не пишу статьи или даю оценку происходящим событиям. По сути я такой же фотограф, который снимает вазу с фруктами у себя в студии. Просто я для того, что бы эту вазу снять, выезжаю на место событий.

А.Венедиктов: Но события-то должны быть правдой.

Г.Гаранич: Послушайте. Вы представляете, что это такое?! Я же не в Гори постоянно сидел, чтобы сразу сделать эти снимки. Я же не фотокорреспондент из Гори. До этого я вообще не знал, что есть такой город, потом мне сказали, что это родина Сталина. Мы с моими грузинским коллегой Георгом Абдаладзе находились в Тбилиси. Пока нам сообщили о бомбардировках, уже прошло много времени! Пока мы доехали туда, прошло еще. Когда мы оказались на месте, мне сказали, что всех пострадавших уже госпитализировали и что им оказывается срочная медицинская помощь. И это правильно. Неужели для того, чтобы сделать фотографии раненые и погибшие должны лежать на месте в течении многих часов, пока приедет какой-то фотокорреспондент, чтобы сделать снимки? Абсурд. Вообще-то, насколько все в курсе, эти бомбардировки были ночью, а вы на фотографиях ночь, что ли видите?

А.Венедиктов: То есть как? А кто же эти люди на фотографиях?

Г.Гаранич: На фотографиях не только люди. Я не людей фотографировал. Это не фото в паспорт.

А.Венедиктов: А что вы фотографировали?

Г.Гаранич: Это была фотосессия: "Ужасные лики войны"

А.Венедиктов: Но кто люди на фотографиях?

Г.Гаранич: Просто люди. Модели можно сказать. Люди которые согласились нам помочь сделать снимки. А что тут такого?

А.Венедиктов: Но тогда получается, что вы ввели в заблуждение миллионы людей.

Г.Гаранич: А может наоборот показал правду. Мне сказали, что трупы были. И, что для того, чтобы показать правду, я должен был принести обратно их из морга и фотографировать? А раненая женщина в огне и колючей проволке? Вы думаете она там так и сидела часами с ночи и ей никто бы не оказал помощь? Хотя бы вытащил её оттуда?

А.Венедиктов: Я понимаю. Но разве так можно?

Г.Гаранич: Что можно? Делать фотографу фотографии?

А.Венедиктов: Подправлять действительность, чтобы показать правду?

Г.Гаранич: Именно только так и нужно. Это всеобщая практика. Просто когда вам это нравится, вы этого не замечаете и говорите: "надо же какой удачный снимок". Что фотография вазы с фруктами сделанная в студии это реальность? Вы когда нибудь такие фрукты в реальности видели? Так, что же вы мне предлагаете, намеренно делать плохие фотографии.

А.Венедиктов: Но вы фотокорреспондент, вы не студийный фотограф. От вас мы ожидаем именно фотографии реальности и так их и воспринимаем.

Г.Гаранич: Как можно фотографией отразить реальность по вашему. Да если б я в этом Гори, всего лишь объектив в сторону повернул или за дом зашел - никаких фотографий войны бы не было. Были б обыкновенные дома и улицы. Можно было вообще приехать, снять землю или небо и написать - вот Гори. Это было бы очень реально, но не отображало бы то, для чего я туда приехал.

А.Венедиктов: А для чего вы туда приехали?

Г.Гаранич: Сделать фотосессию "Ужасные лики войны"

А.Венедиктов: Вы сказали, что немного отойдя или повернув объектив ничего бы не было. Что вы имеете в виду - там нет разрушений? Нет последствий бомбардировок?

Г.Гаранич: Я не знаю, что вы подразумеваете под последствием бомбардировок. Если вы хотите увидеть, что там случилось, езжайте туда сами и посмотрите. Я ничего по этому поводу вам сказать не могу.

А.Венедиктов: Но все то мы съездить не можем. Поэтому мы и надеялись с помощью ваших снимков посмотреть на произошедшее.

Г.Гаранич: Послушайте еще раз. Я понимаю, что эти снимки, были использованы кем-то для нагнетания истерии. И это естественно. Я с этим ничего не могу сделать. Я не могу под каждой фотографией подписать своё мнение по вопросу и сказать думайте только так. Я не пишу тексты. Я не даю оценок. Я делаю фотографии. Они всегда избирательны - сфотографировать всё не возможно. Фотографии всегда огрубление действительности. Я не могу не доверять грузинской стороне которая меня проинформировало об этой трагедии. Действительно я видел повреждения, которые могли быть вызваны авиаударом. Но про их масштаб или к тем более оценку в моих снимках ничего не говорится. Это фотографии людской боли во время войны и не дай бог, я думаю все с этим согласятся, нам это пережить самим. Об этом и мой фоторепортаж был. Неужели кто-то против этого?

А.Венедиктов: Думаю нет. Спасибо за интервью.


В тот же день Венедиктов опроверг авторство интервью, заявив, что, "К сожалению, никакого интервью я не брал, но хотел бы. Что касается качества распространенного текста, то это интервью "троечника". Я так плохо брать интервью не умею. Это очередной элемент информационной войны в интернете, где средству массовой информации с очень высокой репутацией приписывается то, что оно не делало".

Глава бюро «Reuters» в России и СНГ Майкл Стотт (Michael Stott) также подтвердил, что это интервью является фальшивкой. "Мы имеем четкие правила подготовки новостных фотоматериалов, которые исключают любые постановочные сцены. И мы абсолютно уверены в том, что фотографии Глеба полностью отражают то, что происходило на самом деле", - сказал Стотт РИА «Новости».

К вечеру 13 августа один из ведущих российских блоггеров – Владимир Прибыловский (anticompromat) опубликовал в своем блоге проведенное им расследование.

На сайте georgia_war было опубликовано интервью, будто бы данное украинским фотографом Глебом Гараничем "Эху Москвы" о том, что его фотографии из Гори - якобы постановочные (было здесь:
http://community.livejournal.com/georgia_war/349023.html).

Паркер выяснил у Венедиктова, что интервью фальшивое и разоблачил фальсификаторов:
http://lj.rossia.org/users/mrparker/9148774.html?nc=8

Публикаторы после этого сразу удалили интервью и даже утверждают, что его и не было:
daz_bastard
2008-08-13 19:18 (ссылка):
там не опубликовано интервью
http://lj.rossia.org/users/mrparker/9148774.html?thread=91364454#t91364454

Но вот кэш:
http://blogs.yandex.ru/cachedcopy.xml?f=ab0cb809e21cb3aeb4a8acc83e71ab41&i=1241&m=http://community.livejournal.com/georgia_war/349023.html&r=(author="http://community.livejournal.com/georgia_war"::2063133498+|+b_feed_id="3866313"::2063133498+|+author="http://community.livejournal.com/georgia_war"::2063133498)

Забавное совпадение!
у сообщества http://community.livejournal.com/georgia_war/ три смотрителя:
ariete, cupol, d_a_z_bastard
Все - анонимы (которые известно хуже кого).
Впрочем, ariete - это Александр Котлячков, мелкий чиновник администрации Красноярского края (точнее - сотрудник Управления социальной защиты населения г. Зеленогорска Красноярского края), возможно уже бывший; а по жизни - пиарщик, специалист по нейро-лингвистическому программированию (то есть зомбированию по правилам науки, "научному колдовству").
cupol - вьюнош по имени Дмитрий, "воскреситель" и распространитель известной фальшивки против Солженицына, состряпанной КГБ еще в 70-е годы и тогда же разоблаченной (донос осведомителя "Ветрова" на зэков-бандеровцев, сделанный почерком зэка Солженицына; недавно cupol его снова опубликовал).
d_a_z_bastard - похоже, что это один из сетевых клонов актюбинского педофила и торговца программным контрафактом Юрия Махно, который не так давно взломал сайт писателя Александра Бачило (про Махно см. http://lj.rossia.org/users/killhell/11425.html и
http://lj.rossia.org/users/about_maxho/885.html
)

Среди основных авторов сообщества georgia_war - Тимофей Шевяков (он же Шкипер и Тарлит, про него - http://www.anticompromat.ru/raznoe/shevyakbio.html ) и Дмитрий Палубков (мулентий, мулентич) - оба, а также Махно, принадлежат - по собственному признанию мулентия - к "клану" Хелла (Хелл - подментованный сетевой стукач и гопник, ломающий чужие блоги и электронную почту то ли за бабки, то ли по службе, то ли по внутренней говнистости - существуют разные версии - о нем и его "клане" см. http://www.anticompromat.ru/raznoe/hell&brigada.html).

Все пятеро ников значатся в на днях созданном ЖЖ-сообществе "бригада Хелла",
http://community.livejournal.com/brigada_hella/profile
причем трое из них (cupol, mulentich, tarlith_history) - смотрители этого сообщества.

Вся пятерка - сугубо нарочитые "патриоты" в нынешней войне, до полной пародийности.

Фальшивку могли и сами слепить (способны, по давней склонности ко лжи и клевете), но могли и попасться на подставу (поскольку умом не отличаются, а cupol и mulentich - просто редкие придурки).

UPD
ariete таки оказался тем самым актюбинским педофилом Юрием Махно, а не Котлячковым.
Причина ошибки: в одном каменте ariete дает линк на статью Котлячкова в таком контексте, что можно понять, что это его собственная статья.
Прокол. Ну, в конце-концов, я иногда и специально вставляю в черновые публикации непроверенные гипотезы, чтоб вызвать критику и получить новую инфу. Допушенная ошибка объективно сыграла роль такой провокации. но догадаться можно было и раньше.


Но на этом история с фотографиями, за которые, кстати, Глеб Гаранич на конкурсе World Press Photo в Амстердаме получил третью премию в номинации «Одиночная новостная фотография», не закончилась. Еще несколько месяцев в различных изданиях обсуждалось – постановочные эти фотографии или нет. В украинском издании «Газета 2000» была опубликована статья «Фото из Грузии – оружие в борьбе с Россией?», в которой утверждается, что «завсегдатай портала Danger Room, известный специалист по физиологии нервной системы человека, старший научный сотрудник университета Юта (и фотограф) Брайан Уильям Джонс (Bryan William Jones) считает снимки сфальсифицированными. Газета даже приводит описание на блоговом портале www.byzantinesacredart.com, однако следуя ссылке мнение Джонса обнаружить не удалось.

Была также попытка подвергнуть сомнению расследование Владимира Прибыловского в блоге ria_novosti на LiveJournal, который был создан 14 августа и в нем были размещены всего три материала: первый – фальшивое интервью Гаранича с Венедиктовым, сообщение агентства РИА «Новости» с опровержением руководства агентства «Reuters» и последний пост, озаглавленный «Подставное интервью Венедиктова с Гараничем могло состоятся в реальности».

Подставное интервью Венедиктова с фотокорреспондентом Гараничем, обвиняемым в фальсификации снимков, могло состоятся в реальности. Из сообщения израильского новостного сайта newsru.co.il можно предположить, что имела место проверка реакции людей на подобную информацию. Один из пользователей блог-сервиса Livejournal.Com, скорее всего, сделал это интервью-фикцию по просьбе самого Венедиктова, который перед реальным интервью с Гараничем, хотел проверить насколько лояльно слушатели воспримут слова о том, как действительно делаются подобные фотографии. Комментируя свою "работу", израильскому сайту он заявил, что всего лишь, цитата: "пробивал реакцию народа, чтобы посмотреть, стоит ли рассказывать". Но реакция оказалось куда более бурной, чем ожидали сами организаторы этого "интервью" и им срочно пришлось оперативно подключать все мыслимые информационные ресурсы для того, что бы остановить лавинообразно нарастающее негодование пользователей Живого Журнала. Это подтверждается тем, что не смотря на якобы сделанное заявление с опровержением Алексея Венедиктова, ни на сайте Эхо Москвы, ни в его личном блоге, так и не появилось никакой информации проясняющей, что же в действительности произошло. Близкие к нему люди говорят, что Венедиктов хочет забыть произошедшее как страшный сон и ни о каком интервью с Гараничем теперь даже не думает.
Из достоверных источников стало известно и имя таинственного пользователя составителя мнимого интервью.
Это скандально известный Владимир Прибыловский - владелец сайта Антикомпромат.Ру. В своем личном блоге он сам же первым опубликовал невразумительное объяснение появления, не имевшего места быть, интервью Венедиктова, обвинив во всем модераторов сообщества в котором, одном из первых, появилось данное сообщение, и сейчас по интернету суматошно подчищает все его последствия.


В этой истории появляется целый клубок «первоисточников». Вначале текст о якобы «фальшивых» фотографиях появляется на портале http://life.ru/news/30782 (в настоящее время эта ссылка не работает, то есть, материал просто уничтожили), затем текст переносится на израильский информационный сайт www.newsru.co.il (новостная сеть в Интернете newsru принадлежит Влоадимиру Гусинскому), а затем уже эта «сенсация» распространяется по другим сайтам, в том числе и в спешно изготовленном блоге ria_novosti.


Изначально текст выглядел так – приводится по тексту из www.newsru.co.il:
Вот несколько фото, опубликованных агентством REUTERS. Снимки сделаны в Гори совсем недавно. На улице лежат трупы, кровь, страдание на лицах... На войне все средства хороши. Но чтобы использовать трупы людей, погибших... в обычной аварии (!) в качестве доказательств военных преступлений...

Суть бомбардировки становится понятна по фото № 2. Подпись "Датский репортер Джерон Аккерманс (речь идет о голландском журналисте – сотрудники Life.ru, по всей видимости, не владеют английским языком, – прим. ред.) помогает нести убитого коллегу после бомбардировки в центре Гори". А теперь посмотрите на синюю машину в верхней части снимка.
ТАКИЕ повреждения автомобиль может получить столкнувшись с другой машиной, врезавшись в препятствие, сбив человека и врезавшись в препятствие. Но НЕ ОТ ВЗРЫВА БОМБЫ! Кстати, заметьте, как изменилось лицо человека, позировавшего на предыдущем кадре: "Снял? Снял? Или повторим?"

Да, российские бомбардировщики разгромили центральный радар под Тбилиси. Но никто из МИРНЫХ граждан при этом не пострадал. А этот радар помогал засечь российские самолеты, летавшие в небе над захваченными осетинскими селами. Да, ВВС России разбомбили железную дорогу, по которой Грузия отправляла все новые эшелоны снарядов, чтобы стрелять по Цхинвалу. Но при этой операции ТОЖЕ не погиб ни один мирный житель.

И попытки обвинить Россию в убийствах ни в чем не повинных людей выглядят не только жалкими, но и возмутительными. Эти кадры миллионам европейцев преподнесут как свидетельства зверств российской армии в Грузии. И обывателям где-нибудь во Франции никто не расскажет, как В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ погибли эти люди.


В этом случае речь идет о других фотографиях Глеба Гаранича и его коллег – там же в Гори, но уже 12 августа. В качестве аргументов разоблачители фотографий приводят другие примеры, когда фотографы действительно использовали фотошоп. Как, например, 15 августа пишет анонимный автор сообщения агентства «Интерфакс»:

Экскурс в историю: Надо отметить, что похожий эпизод имел место быть в истории работы агентства. В 2006 г. во время ливано-израильской войны Reuters вынуждены были признать факт фальсификации снимков и отозвать ряд фотографий из своего архива из-за обвинений внимательных блогеров. Фотограф Аднан Хадж, работавший для Reuters на фрилансе, был уволен, а его фото были изъяты из фотоленты Reuters после того, как подтвердились факты использования компьютерной обработки кадров, инсценировки и "режиссирования" запечатленных объектов, а также присваивания ложных подписей фотографиям, сделанным в разное время и в разных местах Бейрута. Тогда случившемуся присвоили свой термин "Хезболливуд" ("Хезболла"+"Болливуд" – ИФ). Пользователи блогов уже тогда активнейшим образом участвовали в разборе снимков, а потому сейчас семена недоверия к фотографиям и их автору попали на благодатную почву, а сама тема фотофэйков "обречена" на читаемость и обсуждаемость.


Но какое отношение фотографии Глеба Гаранича имеют к фальшивках, в тексте агентства «Интерфакс» не указывается. В этом случае, повод, что называется, притянут за уши.

Споры вокруг фотографий длились долго – несколько месяцев. На портале www.youtube.com появились видео, на которых авторы с помощью компьютерной графики «доказывали» фальсификацию. Самого видео уже нет – его уничтожили, а споры прекратились после того, как на том же портале www.youtube.com появились несколько видео, снятых непосредственно во время и после бомбардировки. Там есть и те люди, которые снимал Глеб Гаранич.

Но и на этом история с фотографиями не закончилась. Через год (14 августа 2009 года) в «Новой газете» опубликована статья Аркадия Бабченко «Шитье белыми нитками», в которой он рассказывает о том, как в пропагандистском фильме «08.08.08. Война в прямом эфире», показанном по Первому каналу, демонстрировились не только фотографии Глеба Гаранича, но его – Аркадя Бабченко.

«Новая газета», 14 августа 2009

В частности, по Первому каналу был показан фильм «08.08.08. Война в прямом эфире» (производство ООО «Студия Индиго»). На пятнадцатой минуте речь зашла о подделке «уважаемого до сих пор» информационного агентства «Рейтер» фотографий бомбардировки Гори, сделанных Глебом Гараничем.(Напомним, что в ходе информвойны-2008 эти фотографии были названы «постановочными».) Для развенчания был привлечен американский военный фотограф Дэвид Акс (David Axe). Он приводит свои доводы, впрочем, на мой взгляд, неубедительные.
Далее Дэвид Акс показывает другую фотографию. Голос самого Дэвида слышно не очень хорошо, но за кадром идет такой перевод: «Вот раненый человек, я снял его в Ираке. Это фото сложно назвать подделкой».

Какое же фото Дэвид Акс сделал в Ираке и не может назвать подделкой?
Вот это.

Странно, я всегда думал, что эту фотографию сделал я, а не Дэвид Акс. И в
Грузии, а не в Ираке. О чем и написал в своем блоге в Живом Журнале. Затем об этом высказался самый популярный пользователь ЖЖ drugoi (фотограф Рустем Адагамов, около 200 тысяч посещений в сутки).

И блогосфера взорвалась.

Новость поднялась на первое место в топ Яндекса, по ней отписались ведущие информагентства России: Newsru.com («Блоггеры уличили во лжи Первый канал, который в фильме об августовской войне обвиняет в подлоге фоторепортера Reuters»), Lenta.ru («Война. Творческое осмысление. Блоггеры ополчились на Первый канал»), Лениздат.ру, Корреспондент.нет и многие другие.

Честно говоря, такого эффекта я не ожидал. Насколько же людей достала пропаганда: Дальше - больше. Пользователи надели наушники и стали прослушивать интервью Дэвида Акса. Выяснилось, что в самом фильме Акс эти слова не произносит: «Он говорит: «this is a man that's been wounded [pretty bad], that looks hard to fake» - «этот человек ранен [довольно сильно], такое сложно подделать». Я не уверен насчет того, что в квадратных скобках - он отворачивается, его обрезают, и перевод заглушает - но «я снял его в Ираке» точно нет». (Пользователь zaxar_borisych.)

Пользователь avva написал самому Дэвиду Аксу: «Вот его ответ, перевод мой: «Да, Дэвид Акс из интервью - это я. Нет, я не утверждал, что сделал этот снимок. Но я действительно сказал, что это пример фотографии, которая явно не подделана».

Более того, корреспондент Ленты.ру Анна Вражина прослушала и другие синхроны Дэвида и установила, что «американец на самом деле говорит не совсем то или совсем не то, что «переводят» журналисты Первого канала. Например, вот что говорит Дэвид Акс в первой своей врезке (15.43-16.03, перевод с английского Ленты.ру): «Была попытка грузинского правительства выставить себя жертвами российской агрессии. И эти заявления в СМИ далеко не всегда сопровождались напоминанием, что Грузия первой открыла огонь. Мне стало любопытно.
Я... (обрыв записи)». Перевод, может быть, не совсем точный, но он явно гораздо точнее передает мысль Акса, чем то, что выдают за перевод авторы фильма: «Меня с самого начала смутило, что везде говорят только о жертвах с грузинской стороны. Я был на разных войнах и хорошо знаю, что жертв на войне с одной стороны просто не бывает. Вот почему появление на передовицах фальшивок не стало для меня неприятным сюрпризом. Мне стало просто обидно, что нам, военным корреспондентам,
теперь перестанут доверять».

Возникает вопрос: зачем все это было надо? «Фотография солдата из Ирака» - с православным крестиком на груди и эмблемой Сухопутных войск РФ. Ведь все это не стоит и выеденного яйца. С точки зрения пропаганды такой ход не приносит никаких дивидендов. Логичнее было бы сделать как раз наоборот - посмотрите, что грузинская военщина делает с нашими парнями.

Мне довелось производить фильмы для госканалов. Всем профессионалам, которые могут иметь свое мнение, доступ на «зомбоящик» давно уже перекрыли. Профессионалы не нужны. Нужны мальчики и девочки, готовые за маленькие деньги говорить что угодно и как угодно. При этом разбираться в профессии или в своей теме совсем необязательно. Обязательно улавливать линию партии.

Поэтому объяснение у меня такое. ООО «Студия Индиго» получает заказ на производство фильма. Делают его люди, к войне в Осетии не имеющие никакого отношения. Иначе они не могли не знать, что это за фотография - она облетела весь Интернет и стала одной из самых известных фотографий той войны. В противном случае Дэвиду Аксу просто дали бы другую картинку для комментария.

Однако прежде чем фильм пойдет в эфир, он проходит предэфирный просмотр редакторами канала. Эти люди уже какое-то представление о теме имеют. Но главное, политику партии улавливают идеально. Уровень цензоров зависит от значимости темы. Решение о показе фильма такого уровня зачастую принимается на самом верху руководства канала.

Безусловно, редакторы знали, что за фото они показывают. Но, во-первых, срочников в Грузии у нас как бы не было. А во-вторых, фраза тогда должна была звучать так: «Вот фотография Аркадия Бабченко, корреспондента «Новой газеты», которую сложно назвать подделкой».
Сказать на Первом, что «Новая газета» пишет правду, да еще устами американского журналиста, - публично себя выпороть.

Можно предположить, что фильм вернулся на домонтаж. Полагаю, что в сопроводительном листе было указано: «Тайм-код: 16.15.00. Слова «Аркадия Бабченко, корреспондента «Новой газеты», убрать». Это обычная практика.

Пересъемки - деньги уже немалые, которые пойдут не в свой карман, а на аренду камеры, оператора, видеоинженера, транспорт, АВИД, монтажера и т.п.

Что делать? А давайте скажем, что это американец в Ираке наснимал, пипл схавает.

Лично для меня это является отчетливым показателем уровня современной «журналистики». Людей, которые производят «объективную информацию».

Компьютеризация населения России - 25%. На всей остальной территории страны есть только два канала, которые вещают бесперебойно, - Первый и РТР.

Отношение к своим телезрителям как к быдлу, которому можно сливать в
телекормушку любые помои, - норма.

Но иногда не срабатывает.

И самое главное. Уважаемые господа государство. Посмотрите на это лицо. На этот взгляд. И запомните его наконец-то. Это - ВАШ солдат. Рядовой 693-го мотострелкового полка. Об этом знают все. За исключением вас. Потому что вам всегда было наплевать на тех, кого вы отправляете на бойню за свои интересы.

P.S. Кстати, о том, что «Рейтер» провел собственное расследование и категорично заявил, что фотографии являются подлинными и соответствуют принципам Reuters Trust, и о том, что Глеб Гаранич за этот репортаж был удостоен третьей премии самой престижной World Press Photo of the Year, в фильме упомянуто не было.

P.P.S. Пользователь litvinov_studio: «Когда смотрю российские новости - нет ни одного закадрового перевода, который можно было бы назвать более-менее точным. Особенно смешно, когда в новостях показывают интервью с немцами с улиц Берлина или Кельна и диктор переводит их возмущение агрессией Грузии против миролюбивой Осетии, а мне почему-то слышны жалобы бюргеров на закрытие магазинов «Херти» и проблемы с «Опелем»...



26 августа 2009 года в программе Радио «Свобода» - «Тема дня» - обсуждалась ситуация с претензиями Аркадия Бабченко к Первому каналу:

8 августа нынешнего года Первый канал показал телевизионный фильм о войне в Южной Осетии – "08.08.08. Война в прямом эфире". В фильме в качестве эксперта выступал американский фотограф Дэвид Акс. Демонстрируя снимки, по поводу которых в западных СМИ утверждалось, что это фотографии жертв с грузинской стороны, Акс называл их поддельными. В кадре оказался и снимок, в котором Аркадий Бабченко узнал собственную работу, сделанную им во время российско-грузинского вооруженного конфликта. Голос переводчика, наложенный на английский Акса, произносит: "Вот раненный человек, я снял его в Ираке".

Лариса Крылова, директор по связям с общественностью Первого канала, по телефону сообщила корреспонденту Радио Свобода, что произошла накладка: монолог Дэвида Акса был длинным, когда его сокращали, текст случайно совпал в видеоряде со снимком Бабченко. Также госпожа Крылова отметила: продюсер фильма Сергей Надеждин признает техническую ошибку, готов извиниться перед автором фото и если бы тот обратился на телеканал, этот вопрос решился бы быстро и элементарно.

Аркадий Бабченко хорошо помнит, где и при каких обстоятельствах была сделана фотография:

- Это было в Грузии, сразу после боя. Колонна российской армии пошла на территорию Грузии. Я находился в составе этой колонны с батальоном "Восток". Колонна была разрезана огнем надвое. Первая часть колонны ушла в Гори. Я со второй частью колонны остался. Привез раненых к медсанбату. Сразу вслед за нами пришел транспорт с ранеными. Среди них был этот парень, рядовой 693-го полка. Я его сфотографировал, но, к сожалению, в горячке боя не спросил ни имени, ни фамилии, ни откуда он родом.

- Связывались ли вы с руководством Первого канала или с создателями фильма, чтобы выразить свое мнение? Что они вам сказали?

- Нет, не связывался. Я свое мнение выразил в своем блоге. Мне звонил человек, который делал фильм. Он в частной беседе принес свои извинения и сказал, что это была техническая ошибка. Но я хочу все-таки, чтобы это было сказано по Первому каналу.

- Когда вы собираетесь подать иск?

- Пока мы с моим адвокатом Ириной Хруновой иск составили. В ближайшие дни он будет подан в Останкинский суд города Москвы.

- Каковы ваши требования?

- Я требую опровержения. Для меня важно не то, что там неправильно указан автор фотографии, нет моего имени. Для меня важно другое. Стоит парень. Видно, что это российский солдат. Он в российской форме. На фоне российской техники. У него абсолютно славянское лицо. У него православный крестик на груди. И Первый канал говорит, что эта фотография сделана в Ираке. Меня вот это заело. Меня в 18 лет самого призвали в армию. Я был отправлен на чеченскую войну. После первой чеченской войны у меня не осталось никаких документальных свидетельств, что на этой войне было. У меня не было удостоверения ветерана боевых действий, каких-то записей. У меня ничего этого не было. Меня как бы на той войне не было. Получается, что и этого парня на этой грузинской войне тоже не было. Я могу доказать, что он был. Но поскольку закон дает возможность действовать только в рамках авторского права, то мы будем действовать именно в рамках авторского права. Если будет признано, что это фотография Аркадия Бабченко, сделанная в Грузии, то, соответственно, это наш российский солдат в Грузии.

- То, о чем вы говорите, единственная накладка? Какое в принципе у вас впечатление от этого фильма?

- Топорная пропаганда. Я это могу доказать и будут доказывать. Взять те же фотографии Глеба Гаранича. В фильме подлинность этих фотографий поставлена под сомнение. Дэвид Акс говорит, почему, по его мнению, эти фотографии могут быть постановочными. Но нигде в фильме не упоминается, что агентство "Рейтерс" провело собственное расследование, что оно официально заявило: фотографии не постановочные.



Как сообщил сайт www.kasparov.ru, Останкинский районный суд Москвы 23 марта 2010 года утвердил мировое соглашение по иску Аркадия Бабченко к ОАО "Первый канал" о защите его авторских прав. "Первый канал" согласно решению суда разместил на своем сайте фотографию, указав, что ее автором является не Дэвид Акс (David Aks), как утверждалось ранее в фильме "08.08.08. Война в прямом эфире", а Аркадий Бабченко, и сделана она им в Грузии.

После вспыхнувшего в блогосфере скандала Дэвид Акс заявил, что его цитата была вырвана из контекста. Продюсер фильма Сергей Надеждин оставил комментарий на сайте американского фотографа: "Мы совершили ошибку, поставив вашу фотографию из Ирака рядом с фотографией господина Бабченко, только потому, что не знали, что это не ваша фотография, когда вы показали ее в качестве примера нефальсифицированной фотографии. Мы объясняем, что это была техническая ошибка, которую мы признаем".

Изготовитель фильма "Студия Индиго" выплатила журналисту 30 тысяч рублей, большую часть которых, 20 тысяч рублей, он перечислил в правозащитный Фонд "Право матери", занимающийся защитой прав родителей, чьи сыновья погибли в армии в мирное время, и который на сегодняшний день остался без средств к существованию.

«Новая газета» 26 марта 2010

Мои интересы представляла адвокат, правовой аналитик Ассоциации «АГОРА» Ирина Хрунова. Я хотел, чтобы в эфире Первого канала в какой-либо передаче было сказано, что это на самом деле фотография российского солдата. Мне было не столь важно сказать, что это мое фото, сколь важен факт признания того, что это наш солдат.

Однако все оказалось не так просто. Закон обязывает давать опровержение только в том же формате и уделить ему столько же времени, сколько и не соответствующей действительности информации. Проблема в том, что в данном случае - это четыре секунды, а фильм не является цикловой передачей. То есть Первый канал не обязан давать опровержение в другом фильме или передаче, как и не обязан пускать фильм в эфир повторно. Также под «опровержением» понимается именно «опровержение», объяснение же того, как и почему была в эфир пущена не соответствующая действительности информация, является уже новой информацией и озвучивать ее закон также не обязывает.

Грубо говоря, сегодня под видом документального кино можно снимать любую фантастику - добиться адекватного опровержения по закону практически невозможно. И даже если бы Первый канал вдруг пошел нам навстречу, то выглядело бы это примерно так: ведущий, скажем, новостей, вдруг ни с того ни с сего говорит: «Фотография раненого солдата сделана не Дэвидом Аксом, а Аркадием Бабченко, и не в Ираке, а в Грузии», укладываясь в четыре секунды, и затем продолжает эфир.
Согласитесь, странно.

Поэтому, когда на втором заседании вызванный в качестве соответчика Сергей Надеждин, продюсер и руководитель ООО «Студия «Индиго», производителя фильма, признал ошибку, объяснив ее технической накладкой (речь фотографа была наложена не на тот видеоряд), и предложил мировое соглашение, мы решили принять его.

Согласно определению Останкинского районного суда (председательствующий – судья Дорохина Е.М.) от 23 марта:
- Первый канал обязуется разместить на своем сайте в разделе «Документальное кино» в материалах, посвященных фильму, фотографию раненого солдата, указав, что автором фотографии является не Дэвид Акс, а Аркадий Бабченко, и она сделана в Грузии, а не в Ираке. Данная информация будет размещена на сайте в течение 24 часов.
- Студия «Индиго» обязуется выплатить истцу 30 тысяч рублей.

Первый канал опровержение на сайте уже дал. Правда, на третьей странице и ровно то, какое обязан, одно предложение: «Фото раненого солдата. Автор не Дэвид Акс, а Аркадий Бабченко», ни словом больше, но факт остается фактом. Закрывая процесс, судья Дорохина Е.М сказала на прощание: «Если бы вы знали, как я мечтаю избавиться от этой башни!». В канцелярии суда мне показали стопку исков к Первому каналу.


Глеб Гаранич не стал подавать иск к Первому каналу.

* мнения респондентов и авторов статей могут не совпадать с позицией портала "Грузия Online"


Rambler's Top100
Информационно-аналитический портал Грузия Online
Новости Грузии, эксперты и аналитики о конфликтах (Абхазия, Самачабло), Грузия на пути в НАТО, геополитика Кавказа, экономика и финансы Грузии
© "Грузия Online", 2005, Тбилиси, Грузия,
Дизаин: Iraklion@Co; Редакция:Наш почтовый адрес
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна