Грузия Online добавить сайт в избранное наша страница в Facebook наша страница в сети Twitterнаша страница в сети Telegram читайте нас на мобильных устройствах rss лента
  НОВОСТИПОЛИТИКАЭКОНОМИКАОБЩЕСТВОКОНФЛИКТЫОБОРОНАРАЗНОЕАНАЛИТИКАСТАТЬИИНТЕРВЬЮЗАЯВЛЕНИЯВИДЕО

EMC: Разгон акции и основная практика нарушения прав человека


05.07.2019   17:26


Центр преподавания и мониторинга прав человека опубликовал первичную правовую оценку действия полиции 20 июня.

По данному отчету, EMC считает, что 20 июня поведение определенной группы участников акции протеста на Руставели приобрело неконтролируемый насильственный характер, и дало полиции правовое основание для вмешательства в свободу собрания, и прекращения акции. Однако в ходе прекращения акции полиция пренебрегла требованиями, установленными законом для разгона акции, в том числе не использовала должным образом ресурс переговоров.

"У полиции не было эффективного, разумного, и детального плана разгона акции с соблюдением стандартов прав человека, и управления человеческими массами, она массово и без разбора использовала избыточную полицейскую силу, и явно нарушила последовательность, и правила использования специальных средств, что в результате вызвало тяжелые повреждения, и в некоторых случаях непоправимые повреждения демонстрантов "- сказано в первичной правовой оценке.

Согласно тому же документу, ночью, после первого разгона акции, поведение полиции приняло явно произвольный характер и уже стало смутным, какой легитимной цели служило несколько часов преследования, задержание, и насилие в адрес участников, находящихся вдали от здания парламента.
EMC считает, что масштаб и интенсивность насилия, проявленный со стороны полиции, отсутствие системы эффективного мониторинга и превенции фактов явного и массового нарушения прав человека однозначно ставит правовую и политическую ответственность соответствующих должностных лиц и менеджмента МВД.
Отчет детально описывает динамику развития акции, в том числе попытку части участников акции проникнуть в парламент, и эпизоды нападения на полицейский кордон, находящийся перед парламентом.
"Именно длительно проявленное агрессивное поведение со стороны участников акции, и попытки проникнуть во двор парламента дала полиции правовое основание для разгона акции. Стоит сожаления, что в эти противоправные призывы были включены политические лидеры оппозиции. Более того, в условиях эскалации ситуации организаторы акции даже не попытались сдержать насильственные поведения участников собрания, и сделать шаги, направленные на деэскалацию. Такая тактика ведения демократических процессов противостоит идее демократии, и такая безответственность требует должной правовой и политической оценки"- пишет EMC.

По мнению организации, несмотря на законность решения разгона акции, на следующем этапе в действиях полиции выявились немало проблемных, тяжелых эпизодов:

"Прежде всего, полиция не обеспечила в должной форме предупреждение участников акции до начала разгона, что является однозначным нарушением законодательства, регулирующего сборы и манифестации".

EMC пишет, что полиция начала разгон акции к 12 часам ночи слезоточивым газом, за которым через небольшое время последовало использование резиновых пуль, так что еще не был исчерпан ресурс использования специальных средств меньшей интенсивности и тяжести:

"Также после использования слезоточивого газа не была адекватно оценена угроза проникновения в здание парламента или/и повторения столкновений с полицейскими отрядами, их реальность и срочность".
По их же сообщению, полиция не разделяла участников с мирным и немирным поведением, и без разбора использовала интенсивную полицейскую силу к ним:

"Это яснее всего подтверждают случаи повреждения десятков журналистов. Использование полицией спецсредств сопутствовалось тяжелыми повреждениями демонстрантов. В некоторых эпизодах полиция стреляла резиновыми пулями с малой дистанции прицельно в область головы и лица, что увеличило тяжесть повреждений. В процессе исполнения решения о разгоне акции полиция не соблюдала правила, последовательность использования специальных средств, и применила непропорциональную полицейскую силу".

В оценке также сказано, что оснований для задержания, и пояснения полицейских в суде были слабые, шаблонные, крайне идентичные, что в ряде случаев указывало на произвольные задержания:
"Особенно тревожна информация об использовании полицией физического насилия в процессе задержания. Часть задержанных лиц указывала на побои, ущемляющее достоинство и недолжное отношение к ним после задержания".

По заключению EMC, анти оккупационную акцию, проведенную 20 июня, переросшую на определенном этапе в насильственные действия, полиция разогнала с использованием непропорциональной силы. Несмотря на существование легитимного основания разгона акции, в процессе планировки и исполнения разгона полиция нарушила немало аспектов фундаментальных прав собрания и манифестации, свободы и физической неприкосновенности, защиты от ненадлежащего отношения:

"Разумеется, следует принять во внимание резко агрессивное поведение части участников акции, эпизоды столкновения с полицией. Однако ясно, что в процессе разгона акции полиция не смогла соблюсти принцип дифференцированного и пропорционального использования силы".

По заявлению организации, акция 20 июня показывает тот институциональный вызов, что у Министерства внутренних дел нет достаточной стратегии, техники, систем, и человеческого ресурса, который бы дал возможность управлять массовыми собраниями по стандартам прав человека. План разумного и эффективного действия в случае прекращения собрания, должного измерения и превенции угроз, детального мониторинга процесса, системы перепроверки и согласования по-прежнему шаткие, неисправные и слабые. Включение Министерством внутренних дел в насилие такой степени против своих граждан сотрудников министерства внутренних дел тоже существенно повреждает доверие к правоохранительным органам.

В этом же анализе даются несколько рекомендаций:
• Министр внутренних дел должен взять ответственность за проведенное мероприятие и его результаты, и уйти с должности;
• Прокуратуре в разумные сроки провести расследование по выявлению лиц, ответственных за планировку разгона акции и признаков преступления в действиях индивидуальных полицейских с целью применения к ним соответствующих мер ответственности. Необходимо проинформировать общество в связи с каждым делом о формах реагирования;
• Там, где пострадавшими являются журналисты, со стороны следствия следует заострить внимание на аспекты препятствия журналистской деятельности.
• А также следует своевременно расследовать эпизоды нападения на полицейских частью участников митингующих перед зданием парламента и на других территориях, так же как и противозаконные призывы о входе в парламент, и последующие действия митингующих;
• Предметом независимого расследования должны стать случаи самовольного и безосновательного задержания, так же как и случаи возможного насилия и недолжного отношения во время, и после задержания.
• Существенно, о прогрессе и результатах текущего расследования своевременно сообщать обществу. В то же время для прозрачности и надежности следствия важно защитить права пострадавших в этом процессе лиц, и их представителей в высокой степени, и содействие реальному осуществлению в процессе надзорной роли народного защитника.
• Важно чтобы Министерство внутренних дел должным образом проанализировало системные пробелы, выявленные во время событий 20 июня с точки зрения разгона акции, использования спецсредств и управления широкими массами демонстрантов, и ответило на них на институциональном уровне;
• Власть должна оказать полноценную поддержку пострадавшим в результате акции с точки зрения финансирования медицинских и реабилитационных сервисов.

Система Orphus



Информационно-аналитический портал Грузия Online
Новости Грузии, эксперты и аналитики о конфликтах (Абхазия, Самачабло), Грузия на пути в НАТО, геополитика Кавказа, экономика и финансы Грузии
© "Грузия Online", 2005, Тбилиси, Грузия,
Дизаин: Iraklion@Co; Редакция:Наш почтовый адрес
При использовании материалов гиперссылка на портал обязательна