Наступил переломный момент, после которого серых зон больше не будет
18.07.2024 02:00
«Если до сих пор мы говорили об авторитарных тенденциях, то теперь есть план консолидации авторитарного правительства», — такую оценку дал предвыборной кампании «Грузинской мечты» профессор политологии и директор грузинского Института политики Корнелий Какачия.
«Грузинская мечта» утверждает, что после 2012 года у них рекордные 60% поддержки, они не собираются проигрывать на выборах еще как минимум 12 лет и хотят получить конституционное большинство 26 октября. В случае прихода к власти на четвертый срок «Грузинская мечта» обещает привлечь «Национальное движение» к ответственности.
Главный посыл, прозвучавший на заседании «Мечты», заключается в следующем: даже не думайте, что мы уйдем из правительства, наоборот, мы собираемся консолидировать власть. Была прямая угроза уничтожения оппозиции, объявление репрессий. Об однопартийной системе также речи не идет — один человек считает, что он должен контролировать всю Грузию еще 12 лет. Это проблема не только с точки зрения интеграции с западными структурами, но и для будущего страны. Они готовы на все, чтобы остаться у власти, потому что потеря власти их пугает. Они знают, что если проиграют, их постигнет та же участь, что и предыдущие правительства (в том числе многие из них окажутся в тюрьме). Вместо того чтобы думать о разделении власти, они готовы сами начать репрессии, чтобы расчистить политическое поле, ослабить гражданское общество и СМИ и создать новый тип авторитарного режима, подобный азербайджанскому. Надеюсь, у грузинского общества другие планы», — говорит Какачия.
В этой ситуации, по мнению профессора, политическая элита должна отказаться от правила неформальной вендетты, которая не способствует выработке политики, ориентированной на консенсус.
На презентации предвыборной кампании «Грузинской мечты» не было озвучено никаких конкретных программных обещаний, однако была подчеркнута основная линия предвыборной кампании – «Выборы 26 октября – это референдум между войной и миром».
«Мир за счет авторитаризма» и отсрочка процесса интеграции в ЕС – это не тот выбор, перед которым, по мнению Какачия, реально стоит грузинское общество. При этом пропаганда о том, что поражение «Мечты» на выборах поставит под угрозу мир, служит лишь укреплению заточенной под одного человека политической системы:
«Референдум идет о том, должна ли Грузия стать членом Евросоюза и отказаться от сложившегося положения. Грузинский народ должен подтвердить, что он готов к переменам. Если эти изменения не произойдут сейчас, то можно с уверенностью сказать, что мы будем очень серьёзно отставать в плане интеграции с Западом и на это уйдут десятилетия. Сейчас наступил переломный момент, после которого серых зон больше не будет. ЕС расширяется, и вы либо станете членом ЕС, либо станете частью новой постсоветской трясины вокруг России, из которой мы пытались выбраться. Общество должно понять, насколько далеко может зайти страна в своих изоляционистских тенденциях, ведь у этого правительства нет ни человеческих, ни других политических ресурсов, ни желания улучшить ситуацию. И стране нужна серьезная перезагрузка, чтобы встать на рельсы демократии».
По мнению Какачия, самая большая слабость «Грузинской мечты» заключается в том, что она остается силой, вызывающей разногласия в грузинской политике.
«Даже если они победят, у них не будет шанса объединить общество», — говорит он.
Что касается внешнеполитических посылов, Какачия считает в корне ошибочным мнение о том, что администрация Трампа будет союзником правительства «Грузинской мечты». Он подчеркивает, что Китай, стратегический партнер правительства Грузии, является системным соперником Трампа номер один.
В своем выступлении Бидзина Иванишвили подчеркнул, что углубление сотрудничества с Китаем не является альтернативой сотрудничеству с Соединенными Штатами Америки и Евросоюзом.
«Концепция «Среднего коридора» приемлема, и никто не против отношений с Китаем, но концепция «Среднего коридора» также требует хороших отношений с обеими сторонами. В силу особенностей и авторитарного характера режима «Грузинской мечты» он не может и не сможет поддерживать хорошие отношения с Европой. При такой внешней и внутренней политике европейская интеграция невозможна», — добавил профессор.